Обложка записи.

О положении российского студенчества. Очерк аспиранта МГУ им. М. В. Ломоносова.

О том, в каком положени сейчас находится российский студент.

Студент — это отражение образования и науки. По условиям жизни студентов, можно сказать как обстоят дела с наукой в рамках целого народа. Именно на студентах отражается и лучше всего проявляются все болячки подготовки будущих специалистов.

Ни какой другой слой населения не способен так ярко передать состояние системы образования. Если говорить грубее, то даже никакая другая группа, кроме студенческой не отражает в Себе происходящего сегодня в науке.

Нельзя судить о прогрессе по отчётам министерства, потому, что как показывает практика, там вообще даже не в курсе о том, с чем они имеют дело. К примеру, здесь можно привести документ, подписанный правительством Российской Федерации от 17.12.2016 г. №1390 «О формировании стипендиального фонда». В этом документе, следует обратить внимание на формулу расчёта стипендиального фонда организаций:

Вырезка из приказа №1390 «О формировании стипендиального фонда», от 17.12.2016

« 6. Объем стипендиального фонда организаций рассчитывается по формуле:

Рисунок 1. Формула расчёта стипендиального фонда организаций.

где:

Ai — норматив для формирования стипендиального фонда, утвержденный Правительством Российской Федерации в отношении государственных академических стипендий студентам и государственных стипендий аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам, для i-го уровня образования;

kai — среднегодовая численность студентов очной формы обучения i-го уровня образования, среднегодовая численность аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме;

Si — норматив для формирования стипендиального фонда, утвержденный Правительством Российской Федерации, в отношении государственных социальных стипендий студентам, для i-го уровня образования;

ksi — среднегодовая численность студентов очной формы обучения i-го уровня образования, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Pi — размер i-й стипендии Президента Российской Федерации, установленный для i-й стипендии Президента Российской Федерации;

Kpi — количество обучающихся в организации, являющихся стипендиатами i-й стипендии Президента Российской Федерации;

Gi — размер i-й стипендии Правительства Российской Федерации, установленный для i-й стипендии Правительства Российской Федерации;

kGi — количество обучающихся в организации, являющихся стипендиатами i-й стипендии Правительства Российской Федерации;

Jg — размер g-й именной стипендии;

kJg — количество обучающихся в организации, являющихся стипендиатами g-той именной стипендии;

Sl — размер стипендии, выплачиваемый слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный Правительством Российской Федерации;

ksl — количество слушателей подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, относящихся к категориям лиц, установленных частью 7 статьи 71 и частью 7 статьи 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

RKm — размер районного коэффициента, установленный Правительством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяемый в m-м субъекте Российской Федерации.

Среднегодовая численность обучающихся рассчитывается с учетом численности обучающихся на начало расчетного периода, изменений численности обучающихся в течение расчетного периода (12 месяцев) в связи с новым приемом и выпуском обучающихся, а также с прибытием и выбытием отдельных обучающихся до окончания обучения.

Из всех слов, так искусно подобранных, выжатых с кровью и потом из сознания членов правительства, почти все — непонятны и гонят в сон любого, кто взял на Себя труд открыть это постановление. 

Груда формул и коэффициентов, словно вываливается на читателя из фуры с логотипом великого государства. Но тех, кто всё же нашёл в Себе смелости, чтобы ознакомиться с этой статьёй, предлагается ответить на простой вопрос:

Существует ли связь между количеством обучающихся и стоимостью пакета молока?

На Мой взгляд, как и надеюсь, на взгляд любого здравомыслящего человека: связь общего числа студентов-бакалавров в стране на уровень цены хлеба не больше чем между грязным мусорным пакетом и солнечным затмением. Если эта связь и есть, то она не установлена.

Так же из вышеуказанного документа следует вынести такой показатель, что Самый высокий размер норматива составляет 7441 рубль и только для обучающихся по программам в ординатуры. Для остальных, этот показатель ниже, для общей массы студентов — гораздо ниже. На сегодняшний день, в целом по России установлены следующие показатели прожиточного минимума:

Таблица 1. Величина прожиточного минимума в целом по России на 2019 год.

Но даже если брать в учёт ординатуру, то и они получают гарантировано ниже прожиточного минимума, даже по федеральному уровню. Если же глянуть на картину целиком, то, по данным Федеральной Службы Государственной Статистики за 2018 год указанным в таблице 1, Мы получаем следующую картину :

Таблица 2. Численность студентов на начало 2018 года.

На 2018 год в России 4 млн. 246 тыс. студентов. Среди них нет аспирантов. Допустим, четверть из них имеет отметку «отлично». Допустим четверть учатся на «хорошо» и «отлично» или относятся к другим слоям населения, которые получают выше прожиточного минимума. Даже при таких условностях, Мы видим, что 2 млн. 123 тыс. не имеет средств для жизни. Если же говорить сухим языком цифр, то дело гораздо хуже, а именно: никто из студентов не имеет средств для жизни. Так как основываясь на документе правительства от 2016 года, стипендии в Российских ВУЗах нигде не приравниваются к прожиточному минимуму установленному на уровне провинций и больших городов. Этот уровень равен 11 185 рублей в месяц.

Административные кадры.

Об отношении и квалификации административных кадров в университетах говорить по просту даже нечего. Люди, занимающие высокие должности, даже в «лучшем университете России», а именно МГУ им. М. В. Ломоносова в городе Москва, в большинстве Своём даже не знают и знать не хотят о студентах и их стипендиях. Примером может быть разговор с Андреем Анатольевичем Федяниным. Проректор по аспирантуре МГУ до разговора с ним, даже не в курсе о том, что его студенты умирают от голода и за кусок хлеба вынуждены работать, стараясь ещё и успевать на пары. Никакие стипендии не работают, оплату по грантам студент получит лишь в случае если у него будет «хороший» научный руководитель.

Забегая вперёд, скажу, что ходит слух о новом ректоре МГУ. Однако студент от этих «выборов» и перестановок на деле ничего не выиграет: новый дилетант сменит предыдущего, а студент будет голодать. На смену Садовничему В. А., который сегодня занимает место в ректорате и морит студентов голодом, придёт, допустим, Федянин А. А. который даже не в курсе, что подопечные бродят с пустыми желудками.

Итогом по всем вышеприведённым данным, можно сделать лишь один единственный вывод: государственный аппарат давит сегодняшнего студента и в его лице — всю науку. От правительства и администрации ждать поддержки — значит умирать с протянутой рукой. 

Административный состав, со всеми чиновниками уже бросили студентов на произвол студентов. Они потопили корабль и давно его покинули на позолоченных шлюпках. Всё чего можно дождаться обучающимся — советов грести активнее руками, но никак не красно-белого круга.

Администрация бросила студентов. Студенты остались одни. 

Нет профкомов, нет студсоветов, нет администрации, нет родителей, нет духовенства, нет единства, нет интернет сообществ.

Гниль студенческих организаций. Очерк аспиранта МГУ им. М. В. Ломоносова.

Когда студент брошен администрацией на произвол бешеного мира, он начинает искать помощь среди студенческих организаций. Тем более эта промо-машина в лице профкомов, советов и остальных объединений во весь голос кричат, что они, ИМЕННО ОНИ — существуют в интересах студентов.

Об университете.

В чьих интересах создан университет? В интересах студентов, верно? Можем ли Мы представить учебное заведение без обучающихся? Нет. Кого учить? Зачем преподавать в пустых аудиториях? Зачем обогревать общежитие? Зачем распечатывать дипломы? 

Незачем. Университета без студентов — нет. Поэтому всё что происходит в учебном заведении делается исключительно в интересах обучающихся. Ни в чьих других.

Не будет преподавателей — студенты займутся самообучением и объединятся в коллективы науки. Так делается даже сейчас, при штате в сотни преподавателей — студенты преподают Своим коллегам. Примером могут служить уроки иностранных языков, школа скорочтения или просто помощь в предмете. Всё это сегодня существует и действует подчас лучше чем система с денежным топливом.

Студенты без особых проблем заменят административные и преподавательские кадры, на кадры собственные. Потому, что подчистую преподаватели — это в прошлом студенты. 

Однако администрации не заменить студентов. Не заменить их и преподавателям.

Университет существует только для студентов. Студент — главный в университете, а остальные — просто обслуживающий его персонал, получающий жалование.

Организации студентов

Интерес студента

В голове сумасшедшего миллиарды мыслей без системы и порядка. Примерно то же Самое творится в документах студенческих организаций. Как показывает практика, сегодня все «студенческие объединения» действуют против студентов.

Студент учится не благодаря, а вопреки.

Профкомы/Студсоветы/Прочее

Как бы не пытались профкомы, ректораты, советы студентов и прочие «кружки по псевдо интересам» убедить окружающих, действительность не скрыть:

Интерес у студента лишь один — учёба.

Необходимое условие для учёбы — хорошая стипендия.

Хорошая стипендия, это не деньги, как может думать Своим грецким орехом любой заблудший проводник. Нет, стипендия — это время.

Для того чтобы учиться — следует жить, для того чтобы жить, следует хорошо питаться. Если денег на еду нет, то студент идёт их зарабатывать. Если он работает — значит не учится и значит — на учёбу остаётся меньше времени.

Сколько времени следует уделять науке? Худокормов Александр Георгиевич, доктор наук, сказал, что минимум — 4 часа. А ещё, у аспирантов 3 часа учёба в университете и, минимум час на выполнение самостоятельной работы. Итого, обучение занимает 8 часов в сутки. Да, ровно как и рабочий день.

У бакалавров и магистров, дело выглядит ещё сложнее, даже если не брать в расчет науку. 

Студент бакалавр

Сегодняшний бакалавр Экономического факультета МГУ им. Ломоносова, Бобров Алексей Евгеньевич имеет в месяц в среднем 94 аудиторных пары. Если переводить в часы, то 94 *1,5 = 141 астрономический час. По трудовому законодательству, рабочий месяц это 160 часов, рабочая неделя, это 40 часов. У студента Боброва А. Е. только на аудиторную учёбу уходит 35,25 часа.

И тут кажется, что учёба отнимает меньше времени, чем работа взрослого трудоспособного человека, но не будем обманываться, это не так. Если Бобров хочет закончить ВУЗ — ему следует выполнять задания и готовиться дома, верно? Верно. Иначе его отчислят, не выполнять он — не может. Примем, что Бобров Алексей Евгеньевич очень прилежный ученик и хочет быть хорошим специалистом. Допустим, что к каждому занятию Бобров успевает подготовиться за 1 час. Тогда загруженность студента бакалавра в месяц возрастает ещё на 94 часа.

И действительную загруженность можно рассчитать сложив 94 часа подготовки со 141 аудиторными часами. Получается: 94 +141 = 235 часов в месяц. Теперь рассчитаем, недельную загруженность Боброва Алексея Евгеньевича : 235 /4 = 58,75 часа.

И ещё не следует забывать, что для успешной учёбы, Боброву Алексею Евгеньевичу, следует регулярно отдыхать, ведь даже сердце бьётся лишь половину жизни. Остальную половину времени, кровяной насос отдыхает.

Итого: студент 1го курса Бобров Алексей Евгеньевич для успешной учёбы затрачивает в неделю на 18,75 часа больше чем рабочий или чиновник, живущий на жалование.

Студент магистр

Теперь взглянем на положение магистров на примере магистра первого года Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова — Аббасова Д. М.

Магистрант-экономист МГУ имеет среднюю аудиторную загруженность 63 пары в месяц. Теперь переведём это в астрономические часы 63 *1,5 = 94 часа в месяц. Кажется, что у магистра свободного времени намного больше чем у рабочего или бакалавра, но это лишь на неопытный взгляд мещанского обывателя. На деле же, квалификация магистра подразумевает подготовку диссертации. Бакалавр готовит диплом, а магистр пишет диссертацию. Диссертация — это научная работа. То есть, Аббасов Джейхун Муса Оглы, если хочет успешно выпуститься из столь дорогого и уважаемого ВУЗа, будет заниматься наукой. Здесь сразу встаёт вопрос, — «Сколько времени следует выделять на науку?». 

По мнению доктора экономических наук, профессора Худокормова Александра Георгиевича (Экономический факультет МГУ, кафедра «История народного хозяйства и экономических учений»), науке следует уделять 4 часа в день — минимум. Но Мы сделаем скидку на то, что магистр — не аспирант и ему достаточно заниматься наукой лишь 2,5 часа.

Поэтому имея в расчёте аудиторную загруженность Джейхун Муса Оглы в 94 астрономических часа, вычислим общие временные затраты на написание диссертации. Допустим, что Джейхун Муса Оглы хочет написать хорошую и полезную для общества работу. Значит, он послушается д.э.н. Худокормова А. Г. и будет ежедневно 2 часа заниматься наукой, следовательно в месяц на науку будет затрачено 30 *2,5 = 75 астрономических часов. Теперь прибавим время на науку к аудиторной загруженности Аббасова Д. М. и получим 94 +75 = 169 часов в месяц.

Из вышеприведённых расчетов видно, что магистр экономического факультета в среднем тратит на обучение на 9 часов в месяц больше времени, чем рабочий на фабрике. В неделю, Аббасов Джейхун Муса Оглы загружен на 2,25 часа больше чиновника, живущего на жалование рабочего.

Но полученный Нами итог — лишь промежуточный, так как Мы не внесли в него времени на подготовку к занятиям. Допустим, что к каждой паре следует готовиться 1 час, то Мы получаем дополнительно 63 часа. Итогово действительная средняя загруженность студента магистра в месяц 232 часа. В неделю, Аббасову Д. М. следует затратить на обучение 58 часов. 

Итогово: студент магистр затрачивает в неделю, на обучение на 18 часов больше чем рабочий производственной сферы или живущий на жалование чиновник.

Аспирант

Положение аспирантов, рассмотрим на примере аспиранта 1го года Экономического факультета — Ващенко Павла Николаевича.

Павел Николаевич, имеет аудиторную месячную загруженность в 33 пары. То есть, как и Боброву с Аббасовым, 33 пары ему следует находиться аудитории. Если переводить в астрономические часы, то 33 *1,5 = 49 часов, Павел Николаевич обучается в здании университета. Здесь опять может показаться, что у Ващенко П. Н. очень много свободного времени, но на деле это совершенно не так. Предположим, что Ващенко Павел Николаевич — хороший и ответственный студент, который хочет написать полезную для общества диссертацию. Тогда он, послушает совет старшего, уважаемого и опытного товарища д.э.н. Худокормова А. Г. и будет выделять 4 часа в день на науку.

Теперь вычислим полную месячную загруженность аспиранта 1го года: 4 *30 =120 часов на науку, плюс 49 часов аудиторных занятий. 120 + 49 = 169 часов. И этот итог, на деле является промежуточным, но не действительным. 

Ведь если Ващенко Павел Николаевич хочет написать полезную для общества диссертацию, ему следует выполнять задания по подготовке к занятиям. Допустим, что Павел Николаевич, очень одарённый аспирант, так же как и предыдущие студенты, то он успевает подготовиться к каждой паре за 1 час. Всего в месяц у аспиранта в среднем 49 пар, значит на подготовку он затратит минимум 49 часов.

Теперь сложим весь итог и поглядим на действительную загруженность аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова: 169 +49 = 218 часов в месяц.

Получается, что аспиранту для успешного обучения следует заниматься 218 часов в месяц. Зная, что по трудовому кодексу Российской Федерации установлена 40а часовая рабочая неделя и 160 часовой рабочий месяц, можно сделать логичный вывод, что аспирант загружен на 58 часов больше, чем рабочий за станком или чиновник на жаловании, за листочками.

В недельном соотношении, получается так, что аспирант затрачивает на 14,5 часов в неделю больше чем любой администратор на жаловании или рабочий на заработной плате.

Стипендии

Теперь глянем на полученные данные:

Студент бакалавр:

Учебная нагрузка: 235 часов в месяц.

Стипендия: 2400 рублей в месяц.

Студент магистр:

Время обучения: 232 часа в месяц.

Стипендия: 2400 рублей в месяц.

Аспирант:

Время обучения: 218 часов в месяц.

Стипендия: 3350 рублей в месяц.

Рабочий:

Время работы: 160 часов в месяц.

Заработная плата: 32 000 рублей в месяц. (При условии, что рабочий не обладает никаким образованием и чаевых за 200 рублей в час).

Чиновник:

Время работы: 160 часов в месяц.

Жалование: 32 000 рублей в месяц. (При условии, что чиновник не обладает никаким образованием и ему народ жалует 200 рублей в час).

И снова к студенческим организациям

Теперь имея перед глазами всю картину и всё положение студента, вернёмся мысленно к тому, с чего начали. Какой интерес у обучающегося? Учиться. Что для этого необходимо? Время.

Но сегодня, стипендия — это билет в морг, при установленном прожиточном минимуме федерального уровня в 11 185 рублей. 

Сегодняшние студенческие объединения, будь то профкомы, студсоветы и остальные группы по интересам не видят, не знают и не хотят знать интереса студентов. Они выдумали, что студенту хочется танцевать, хочется гардеробов, групп в социальных сетях и остальную подобную чушь. Нет. Студент хочет сейчас лишь одного — времени. Однако при нынешних нагрузках, ему приходится ещё и зарабатывать на хлеб, потому что иначе — он умрёт. Но в голове «избранных» — студент способен прожить без пищи, без сна, без отдыха и вообще без всего. Это напоминает дом сумасшедших. 

Сегодняшние студенческие организации живут в выдуманном мире и удивляются, отчего же падает их авторитет? Отчего студент не ходит на мероприятие? и бомбят обучающихся новой порцией рекламы. Вместо того, чтобы взглянуть в корень они вглядываются в стебли. Им даже не в домёк, что у студентов просто нет времени ни то, чтобы на танцы, у них не хватает времени иногда просто поесть или выспаться.

Стоит ли идти за проводником, который не знает не то чтобы маршрута, а даже не знает цели. Или знает, но ведёт совершенно не туда. Всё что делают нынешние студенческие организации — это замалчивание и укрывательство реальных положений дел. Они отвлекают танцами, маскарадами от действительности — студенческого голода и низких стипендий.

Можно ли повысить уровень стипендий? Да. На это есть силы у каждой из студенческих организаций. Так же как сделали в прошлом году льготный проезд для аспирантов, так же можно сделать и стипендии. Только у всех этих «студенческих» объединений нет желания — помогать студенту. Любое их действие, пусть и на первый взгляд хорошее, а на деле — вредительство. (Как пример с танцами. Танцы это же хорошо? Хорошо, но лишь тогда когда сыт, обут и одет.)

И получается, что у сегодняшнего студента помощи от «студенческих» организаций — нет. Студент опять остался один. Как было показано прежде: администрация бросила студента, теперь его бросили и «студенческие» организации.

Нет профкомов, нет студсоветов, нет администрации, нет родителей, нет духовенства, нет единства, нет интернет сообществ.

А что есть? А есть только приложение «Работа для студентов в Москве». Единственно известная мне возможность заработка с реальным эффектом. Полностью бесплатная функциональность и прогрессивная теория разработчиков позволяет иметь постоянный рост заработной платы.

Обсуждение закрыто.